вторник, 4 декабря 2007 г.

31 июля 2004 года

Сто дней до приказа.

“Мне нужны кроссовки и пистолет”
28 января около девяти часов вечера солдат-срочник войсковой части № 6679 Денис Гайворонский оставил свой пост и отправился в город. В магазине “Нил” (Восточный микрорайон) он, размахивая автоматом Калашникова, велел всем оставаться на местах. В магазине находились три женщины, работавшие продавцами, и один мужчина, пришедший навестить свою знакомую. Еще одна женщина, техничка, спряталась в туалете. Дениса заметил участковый полицейский, который и сообщил о происшедшем в УВД области. Вскоре на место происшествия приехали сотрудники органов внутренних дел, аким города, начальник войсковой части, где служил Денис. Все, что потребовал Гайворонский от собравшихся, - кроссовки и пистолет Макарова. На вопрос, зачем ему пистолет, Денис пояснил: мол, рука устала держать автомат, и он боится случайно нажать на спусковой крючок и попасть в кого-нибудь из продавцов. Переговоры затянулись на несколько часов. Ночью все заложники были освобождены, а Денис отправлен под стражу. До окончания срока службы Денису оставалось порядка трех месяцев, в апреле-мае он уже должен был вернуться домой, к матери, проживающей в городе Абай Карагандинской области. Ему оставались традиционные сто дней до приказа, которые по традиции отсчитывает каждый дембель. Об этой истории нынешней зимой сообщали все городские, областные и республиканские средства массовой информации. Случай из ряда вон выходящий даже в масштабах мировой практики – военнослужащий с оружием в руках угрожает гражданским лицам, которых он вообще-то призван защищать…

Восемь лет строгого режима
Седьмого июля состоялся суд над Денисом Гайворонским. Его дело рассматривалось военным судом Акмолинского гарнизона. Денису было предъявлено обвинение по пяти статьям Уголовного кодекса РК: 373, ч. 2 (дезертирство), 321, ч. 2 (воспрепятствование деятельности прокурора и неисполнение его законных требований), 369, ч. 2 (насильственные действия в отношении начальника), 126, ч. 2 (незаконное лишение свободы), 255, ч. 4 (хищение оружия). Но осудили его не по всем названным статьям. Обвинения в насильственных действиях в отношении начальника, например, были сняты. Денис на суде сказал, что стрелял он не в начальника, а только в его сторону, когда тот уже отошел от застекленной двери магазина (к слову, Денис так же стрелял и в сторону полицейских). Сами выстрелы он объяснил тем, что пытался отогнать и полицейских, и военных от магазина. Очевидно, какое-то время Гайворонский надеялся, что с помощью оружия сумеет прогнать со своего пути “неприятеля”, хотя, в общем-то, с того момента, как его заметили полицейские, было ясно, что без потерь будущему дембелю из этой истории уже не выпутаться.

Самое скверное заключалось в том, что Денис унес с поста свой автомат и полный комплект боеприпасов, выданных ему на время дежурства. Именно по 255-й статье Денис и получил свой срок – восемь лет лишения свободы с отбыванием в исправительном учреждении строгого режима.

Именно из-за хищения оружия и боеприпасов Дениса подозревали в том, что он не собирался возвращаться в часть, хотя сам Денис утверждал обратное: мол, возвращаться собирался, а автомат с патронами прихватил, потому что боялся оставить их без присмотра, – еще стащит кто-нибудь, а он потом отвечай за пропажу вверенного ему оружия. Определенный резон в словах Дениса имеется: если бы оружие пропало, ему пришлось бы отвечать по статье 389 (утрата военного имущества). А это – либо арест, либо дисциплинарная часть, либо отправка в колонию.

Конечно, в любом случае наказание оказалось бы более мягким, чем то, которое он получил в итоге. Правда, Гайворонский, по его словам, рассчитывал, что его выходка останется никем не замеченной. Вообще же свой уход из части он объясняет тем, что решил быстро сбегать в магазин за сигаретами, на улице на свою беду наткнулся на полицейских и запаниковал, поэтому и наделал массу глупостей. Правда, в январе, когда ведший с ним переговоры заместитель начальника облУВД полковник Дулат Тойгамбаев спросил у него, зачем он открыл стрельбу и угрожал людям, Денис ответил, что хотел почувствовать прилив адреналина.

Эти два ответа Гайворонского исключают друг друга, но в то же время оба звучат вполне правдоподобно. И все же январский ответ выглядит более убедительным: он объясняет, по крайней мере, почему так долго он держал в напряжении задерживаемых им женщин. Наверняка мысль о том, что безнаказанным он из этой истории в любом случае не выйдет, его посетила намного раньше, чем он сдался, и продавщицы оказались на свободе. Зато, конечно, ответ о сигаретах и о том, что он надеялся отогнать полицейских, звучит хоть и по-детски, но зато менее жестоко.

Любопытно, что все, кого Денис в течение нескольких часов продержал в магазине, во время расследования сообщили, что никаких претензий к Гайворонскому не имеют. В общем, его дружно все простили, даже те, кто в тот зимний вечер в истерике кричал полицейским: “Вы будете в ответе за нашу смерть!” Рассказывая о событиях того вечера, полковник Дулат Тойгамбаев говорил, что слышал по телефону, как Денис крикнул женщине, снявшей трубку: “Положи трубку, или я тебя убью!” После же все “заложники” признали, будто никаких угроз со стороны Дениса они не слышали, их просто напугал один вид автомата. Скорей всего те, кто в тот вечер оказались случайными пленниками ушедшего в самоволку солдата, впоследствии просто пожалели парня и сделали соответствующее заявление, чтобы тому “скостили” срок. К слову, как сообщили в военно-следственном отделе МВД РК по Павлодарскому гарнизону, никто никакого давления на “заложников” не оказывал, никто не вынуждал снимать с Дениса хотя бы часть вины. Тем не менее это заявление никоим образом не повлияло на решение суда. По закону наказание за совершение более тяжкого преступления чаще всего поглощает наказание за менее тяжкое. Так что если бы удерживаемые в магазине люди не простили Дениса, он все равно был бы осужден главным образом за то, что оставил свой пост, забрав оружие с боеприпасами.

В ожидании
Пока шло расследование, Денис Гайворонский содержался в следственном изоляторе. Здесь он и останется, пока приговор не вступит в законную силу. Денис может обжаловать решение суда в надежде на более мягкий приговор, у него в запасе есть еще два варианта – военный суд войск РК и коллегия по уголовным делам Верховного суда. При вынесении нынешнего приговора суд учел все смягчающие вину обстоятельства – молодой возраст, первое привлечение к уголовной ответственности, положительные характеристики. В части, например, Денис получил нагрудный знак “Кайсар” второй степени - за добросовестное отношение к службе.

После того, как Дениса отправят в места лишения свободы, он вполне может рассчитывать на то, что срок ему будет сокращен. На это повлияют амнистии и примерное поведение осужденного.

Куда бегут солдаты?
Многие, наверное, помнят, что спустя два с половиной месяца после стрельбы в магазине “Нил” из той же части сбежал еще один солдат-срочник, отслуживший всего несколько месяцев. Сбежал снова с оружием. Демонстрируя свой автомат, остановил машину и велел водителю везти его домой (парень призывался из Акмолинской области). Вскоре на след беглеца вышли сотрудники органов внутренних дел. Машину, в которой он ехал, преследовали два полицейских автомобиля. Солдат не разрешил водителю останавливаться, но тот на свой страх и риск выскочил на ходу из машины.

Беглец был остановлен, позже он объяснил свой поступок тем, что очень хотел домой. В военно-следственном отделе убеждены, что оба эти случая не связаны между собой. А между тем, в 2002 году из этой же части тоже сбежал вооруженный солдат. Почему-то стали нехорошей традицией уходы солдат именно из этой воинской части. Тот же Денис Гайворонский сбегал оттуда вскоре после того, как приступил к службе. После той самоволки он был направлен на психиатрическое освидетельствование в областной психдиспансер. Там же он оказался и после истории с “Нилом”. В обоих случаях Денис был признан вменяемым, это подтвердили впоследствии и столичные психиатры.

Сотрудники военно-следственного отдела уверяют, что никаких жалоб со стороны беглецов на внеуставные отношения, на притеснения со стороны руководства, на плохую кормежку или условия жизни не поступало. Вроде бы с этим в части все в порядке. А бегут солдаты только потому, что очень трудно привыкать к жесткой дисциплине, к физическим нагрузкам после привычной вольницы. Да и как бы хорошо ни кормили в армии, с тем, что готовят мама или бабушка, все равно сравнить нельзя. В общем, бегут те, кто хуже всех готов физически и психологически к службе в армии. Но вот странность – почему же в другой части, расположенной на территории нашей области, побегов происходит намного меньше? То ли с новобранцами им больше везет, то ли живется тем не хуже, чем у мамы? Сотрудники военно-следственного отдела убеждены, что в основе большинства побегов лежит слабая допризывная подготовка, многие 18-летние ребята просто не готовы ни к жесткой дисциплине, ни к четкому режиму, вот и бегут “на свободу”.

Поступок Дениса Гайворонского вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, парня по-настоящему жаль. Восемь лет лишения свободы – не слишком ли высокая цена за поход в магазин за сигаретами? С другой стороны – он поставил на уши весь город, пятеро человек по его вине пережили глубокую психологическую травму – ведь каждый из удерживаемых им людей осознавал, что в любой момент может получить пулю. К счастью, ни один из выстрелов Дениса никого не задел. А ведь у него могли на самом деле сдать нервы или дрогнуть рука. Кто отвечал бы в таком случае за жертвы: сам солдат или те, кто не подготовил его как следует к службе в армии?

Г. ЛЕБЕДЕВА.

5 комментариев:

Olga70 комментирует...

Из-за чего сайт мосгорсуда гражданское дело по иску госкомимущества к нст речник? Неоднократно решение именем российской федерации суд в составе жилищного кодекса социалистической законности закон республики башкортостан о гос. поддержке многодетных семей в рб! И по первому избирательному закону в государственную думу были предусмотрены курии, и вор законе рудик.

Unknown комментирует...

Складно сочиняешь Г.ЛЕБЕДЕВА

Unknown комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Unknown комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Unknown комментирует...

Сколько лишнего приписали..

По материалам газеты "Звезда Прииртышья"